Династия врачей Филичевых продолжается Слово «красота», которое обозначает гармоничную совокупность свойств и качеств, доставляющую эстетическое наслаждение, можно напрямую связать с семьей Филичевых. Врачи Леонид Федорович и Татьяна Викторовна сочетают в себе все грани — красивые, добрые, умные, порядочные люди, блестящие специалисты, замечательные родители. В конце июня коллектив областной больницы № 2 попрощался со специалистами, общий медицинский стаж которых составляет 85 лет! «Голос Череповца» встретился с супружеской парой, а еще познакомился с их сыном
Александром Филичевым и его женой Полиной — оба работают в больнице на улице Данилова.
Сорок лет любви. Медицинский стаж Леонида Филичева, врача-инфекциониста высшей категории, заслуженного врача России, составляет 44 года. Его жена Татьяна Филичева, врач-педиатр
инфекционного отделения № 3, отработала 41 год. А в мае этого года Леонид Федорович и Татьяна Викторовна отметили 40 лет совместной жизни. Пять лет назад пара была удостоена медали «За любовь и верность», которой награждают в День семьи, любви и верности (8 июля).
—
За 40 лет у нас скандалов не было ни разу, — говорят супруги.—
Мое детство и юность прошли в деревне. И у меня убеждение, что жена должна быть ЗА мужем. Я всегда под мужа старалась подстраиваться, — улыбается Татьяна Викторовна. —
Надо понимать, что у каждого должно быть свое внутреннее пространство, которое не надо нарушать. Например, если я вижу, что Леонид Федорович пришел с работы раздраженный, уставший, то не буду допекать его разговорами, бытовыми вопросами. Дистанцируюсь, дам ему успокоиться, отойти от рабочих проблем.—
Вот она мучается со мной сорок лет, — смеясь, перебивает Леонид Федорович.—
Леонид Федорович, перестань. Не надо так говорить, — мягко улыбается в ответ Татьяна Викторовна.
Филичевы познакомились в 1982 году, когда юная Татьяна проходила в череповецкой больнице интернатуру.
—
Я случайно попала в Череповец, — вспоминает наша собеседница. —
Была распределена в Грязовец, но во время прохождения интернатуры встретила своего мужа.—
Пришла в больницу интерн — халатик наглажен, аккуратная, красивая, положительная. На нее нельзя было не обратить внимание! Двадцать шесть дней — и вопрос был решен, — смеется Леонид Федорович. —
У нас от момента знакомства до свадьбы и месяца не прошло.— Так решился вопрос с моими замужеством, местом жительства и работы, — резюмирует Татьяна Викторовна.
В надежных руках. Александр Леонидович, младший сын медицинской четы, тоже врач. Выбрал специальность хирурга. И его избранница работает в областной больнице № 2 врачом-гинекологом. 30 июня 2022 года молодые люди сыграли свадьбу.
—
В целом мы знакомы 12 лет, учились в одном мединституте в Ярославле, но близко не общались. Поближе познакомились уже в областной больнице, — рассказывают молодожены.
Татьяна Викторовна и Леонид Федорович говорят, что невестка им сразу понравилась.
—
Когда в нашей больнице появилась Полина Алексеевна, я Леониду Федоровичу сказала: «Смотри, какая приятная девушка», — говорит Татьяна Викторовна.—
А мне она понравилась, так сказать, заочно, — говорит старший Филичев. —
Я отправлял пациентов на консультацию в гинекологию. После консультации читаю запись в истории болезни — подробная, грамотная, аккуратная. И пациенты дифирамбы врачу поют. Я не знал этого доктора, но у меня сложилось очень хорошее впечатление о нем как о специалисте. То есть сначала Полина Алексеевна мне понравилась как доктор. Правильный доктор. А потом и как человек.
Мы спросили у Александра Леонидовича, сложно ли быть хирургом.
—
Если профессия нравится, то нет. Мне нравится. Да, работа непростая, нужны выдержка, спокойствие. От природы я человек спокойный, невозмутимый. Работая в больнице, еще и приобретаешь этот навык. Потому что у нас бывает и так: сидишь, спокойно заполняешь истории болезни — и вдруг экстренный пациент на операцию, а в этот же момент у кого-то открылось кровотечение. И ты нужен везде одновременно и незамедлительно. Начинаешь разруливать, стараешься делать все спокойно и без нервов. Недавно, например, в первый раз зашил сердце мужчине — ножевое ранение.
— Полина Алексеевна, а как вы справляетесь с непростыми пациентами?
—
У меня все очень спокойно. Отчасти я горжусь тем, что знаю, как найти подход к той или иной пациентке. Никогда не осуждаю, когда женщина переживает, проявляет эмоции. Я ставлю себя на ее место и понимаю, что сейчас пациент уязвим, ему плохо, больно. Понимаю, что в такой ситуации проявляются эмоции, которые обычно человек сдерживает. И больному нужна не только медицинская помощь, но и психологическая. Нужно поддержать женщину: «Все будет хорошо. Вы в надежных руках». Я очень долго стеснялась этой фразы, но, поработав, поняла, что справляюсь и могу давать такие гарантии пациентам, чтобы им было спокойно.
Завидный жених. Медицинская судьба Леонида Федоровича Филичева сложилась не сразу. Из-за педагога ярославского медвуза, который на вступительных экзаменах выставил абитуриенту Филичеву неуд по биологии, Череповец мог бы и не приобрести уникального врача-инфекциониста.
—
К биологии готовился тщательно, знал ее как Отче наш, — рассказывает наш собеседник. —
Но на вступительных экзаменах получил два балла. Мне задали такой вопрос: «Что такое отолитовый аппарат?» Тогда я не знал, что это другое название вестибулярного аппарата. Ну и всё — поехал обратно в Череповец. Окончил курсы, стал токарем-универсалом четвертого разряда. Работал на станке ДИП-600. Прекрасная работа! В 70-е годы я получал 200 рублей в месяц. Обеспеченный парень, завидный жених. А спустя год я поступил в мединститут в Архангельске.
После окончания вуза Леонид Федорович пришел работать в больницу в Череповце и сменил своего отца — Федора Тимофеевича Филичева, врача-инфекциониста. В течение 20 лет являлся главным внештатным врачом-инфекционистом города, долгое время возглавлял инфекционную службу больницы. Организовал работу первой и единственной в Череповце службы реанимации и интенсивной терапии для пациентов с тяжелыми формами инфекционной патологии.
Спасал, рискуя. За годы работы Леонид Федорович пережил не одну волну различных заболеваний по своему профилю, среди них менингококковая инфекция, кишечные, менингиты, дифтерия и прочие, в том числе COVID-19.
—
Был период, в 80-х годах, когда в Череповец приехали работать вьетнамцы. У них были поражения трихоцефалезом, аскаридозом и различными гельминтозами. До этого я только в книжках читал об амебной дизентерии, а тут увидел воочию, — рассказывает врач-инфекционист. —
То есть все гельминты, какие есть, были у вьетнамцев. Среди них началась вспышка сальмонеллеза. В больнице один корпус полностью был забит вьетнамцами. И во второй городской больнице, тогда она была больницей ЧМХС, разворачивали дополнительно 80 коек. Естественно, и жители Череповца потом начали болеть.
Врач продолжает вспоминать:
—
А менингококковая инфекция, когда от момента поступления до летального исхода пациента проходило менее суток! И ничего не сделать. Это была жуть! Еще в Череповце была так называемая сырная вспышка — одномоментно пищевой токсикоинфекцией заболели десятки человек. В 90-е годы знаете что было? Появились желтые больные, у которых развивалась почечная недостаточность. Состояние тяжелое, а мы не можем понять, в чем причина. Оказалось вот что: тогда на птицефабриках птицам давали витамины группы D в виде масляного раствора, концентрат, который дозировано добавляли в корм. А в стране, городе был дефицит продуктов. И этот раствор на птицефабриках стали воровать, думая, что это растительное масло. И люди на нем жарили еду. Причем это было массово. Пока мы разобрались в причине, умерло много людей…
— Леонид Федорович, что с супругой будете делать на пенсии?
— Будем жить за городом. У нас в пятнадцати километрах от Череповца есть дом. В шутку я называю его барским. Будем дышать воздухом, ездить в лес, ходить на лодке, рыбачить, грибы собирать…
Источник: газета «
Голос Череповца», Инна Анохина